Главная | Семейное право | Семейные и наследственное право в древней руси

Семейное и наследственное право в Древней Руси

Наследование Введение к работе Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории государства и права основы нравственности, духовности и государственности закладывались в семье, то есть семейно-брачные отношения являются основой общественного развития. Следовательно, социально-правовая актуальность проблем брачно-семейных правоотношений обусловлена ролью института семьи в жизни общества, их ретроспективный анализ позволит не только избежать возможных ошибок, имевших место в историческом прошлом, но и наметить пути и способы эффективного правового регулирования этих отношений.

В настоящее время российская семья вступила в сложный период развития - число разводов приближается к числу браков. Высокий уровень разводов говорит о нестабильности семьи, ее уязвимости. Каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. Увеличивается число детей, оставшихся без попечения из-за пьянства, алкоголизма, наркомании родителей.

Неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни многих российских семей, стремительное падение уровня жизни, резкое имущественное расслоение семей повлекли за собой сложные и разнообразные жизненные коллизии. Кроме того, кризисные явления во многом кроются в традиционализме российской семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа, отвечающей как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.

Обычное право и законодательство, столетиями определявшие уклад семейной жизни, сегодня постепенно теряют свою актуальность. Структура семьи прошлого с общепризнанным подчиненным положением женщины перед авторитетом мужа уступает место новым, более демократичным супружеским отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным, больше подверженным внешним воздействиям.

В связи с этим семейные отношения должны стать предметом заботы законодателя, что отчетливо понимали уже правители первых государств и посвящали этим вопросам значительную часть своих правовых актов. Изучение специфики семейной организации ведет к пониманию особенностей социально-политической организации всего общества, характерных черт правосознания населения, к более адекватной трактовке целого ряда отраслей права. Актуальность проблем правового регулирования брачно-семейных и наследственных отношений особенно усилилась в нашей стране в постперестроечный период, когда фактами стали низкая рождаемость, увеличение числа внебрачных детей.

Кроме того, какой бы обширной ни была литература по истории становления древнерусского права, нельзя считать эту тему исчерпанной, поскольку интерпретация одних и тех же памятников права в различные периоды истории может претерпевать существенные изменения. С этой стороны актуальность диссертационного исследования определяется не только тем, что оно расширяет наши знания о начальном этапе древнерусского семейного и наследственного права, но и тем, что позволяет глубже разобраться в традиционных национальных основах правового регулирования семьи и брака, влияющих на современное законодательство, и оживить научную дискуссию по одной из центральных проблем истории отечественного права.

Перечисленные положения обусловливают актуальность и научно-практическую значимость темы диссертационного исследования. Степень научной разработанности темы исследования. Проблематика брачно-семейных отношений и их правового регулирования в дореволюционной историографии являлась предметом работ Д. Ланге, митрополита Макария, М. В XX веке ученых привлекали прежде всего социально-экономические проблемы Российского государства и общества, а брачно-семейные отношения и их правовое регулирование в историко-правовых трудах рассматривались эпизодически и не были предметом самостоятельного исследования.

Тем не менее в работах историков Б. Юшкова были по-новому осмыслены многие положения дореволюционной исторической школы о брачно-семейных институтах в их эволюции. Из собственно историко-правовых юридических исследований последних десятилетий, посвященных проблемам древнерусского государства и права, в том числе и вопросам семейного и наследственного права, следует отметить работы Г. В диссертационной работе обобщаются и систематизируются данные об основных институтах семейного и наследственного права Киевской Руси, содержащиеся в дореволюционной, советской и современной литературе.

Источниковая база исследования построена на комплексном анализе широкого круга источников древнерусского и византийского права. Подобный подход позволяет углубить существующее в историко-правовой науке представление об основных институтах древнерусского семейного и наследственного права. Автором диссертационной работы подробно проанализированы как памятники древнерусского права - договоры Руси с Византией и гг. Объектом диссертационного исследования являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования семейного и наследственного права в Киевской Руси, его основные понятия, категории и принципы.

Хронологические рамки работы охватывают период от возникновения Древнерусского государства и до XII века. В этот период происходит становление и развитие семейного и наследственного права в Древней Руси. При подготовке диссертации автор исходил из понимания методологии как открытой системы, то есть системы, постоянно расширяющейся и усложняющейся в процессе исследовательской работы.

В процессе диссертационного исследования автор опирался на системный подход и средства диалектической логики, анализа и синтеза. Широко применялись формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы научного познания, что позволило изучить объект исследования во всем его многообразии.

Цель и задачи исследования. Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих конкретных задач: Научная новизна исследования предопределена подходом к ее освещению. Это первое комплексное, логически завершенное исследование истории становления брачно-семейных и наследственных правоотношений в IX-XII вв.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации и характеризующие семейное и наследственное право в процессе становления и развития древнерусского права, позволяют не только расширить и углубить существующие положения о формах и способах заключения и расторжения брака, но и по-новому взглянуть на общие закономерности развития семейно-брачных и наследственных отношений. Основные положения, выносимые на защиту: Брак является одним из древнейших правовых институтов на Руси, изначально брачные отношения регулировались языческими обычаями.

Специфика понимания сущности брачно-семейных отношений и их правового регулирования в Древнерусском государстве изменилась с принятием христианства. Содержание христианского брака противоречило пониманию брака в язычестве, допускавшем свободу разводов и независимость супругов, однако нормы обычного права, регулировавшие семейно-брачные отношения в дохристианской Руси, еще долго противоречили нормам брачно-семейного права в условиях христианизации Руси по условиям вступления и формам заключения брака.

С принятием христианства на Руси брачно-семейные дела были отнесены к компетенции православной церкви и регулировались нормами церковного права. Ввиду подчиненности русской православной церкви византийской, византийское законодательство о браке и семье оказало значительное влияние на формирование важнейших правовых институтов в данной сфере. С X века регулирование брачно-семейных отношений осуществлялось по византийскому законодательству, нашедшему свое выражение в распространенных на Руси Номоканоне и Кормчей книге.

Обручение жениха и невесты, получив религиозное освящение, становилось нерасторжимым и равным по силе венчанию. Христианский брак заключался с соблюдением многих условий, которые были предусмотрены византийским законодательством и применялись на Руси. По Эклоге это 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин, а по Прохирону - 14 и 12 лет соответственно. В древнерусском праве последовательно поддерживалась норма минимального брачного возраста для мужчин и для женщин - соответственно 15 и 12 лет; - отсутствие близких степеней родства или свойства.

Родство было кровным и духовным, свойство возникало с установлением брака. Запрещался брак между близкими родственниками и свояками; умственное здоровье брачующихся; единство вероисповедания. Брак мог быть заключен между двумя свободными от брачных уз лицами; вступление в брак при отсутствии ранее определенных отношений. Брак одним лицом может повторяться при условии прекращения предшествующих браков лишь три раза; согласие родителей или опекунов жениха и невесты на брак как одно из канонических условий для его заключения; свободная воля брачующихся.

В древнерусском обычном праве при браке через приведение уже отмечается согласие брачующихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Христианской церковью это заявлено с особенной силой. Заключение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания, практика же знала и сохранение прежних языческих форм заключения брака: Постепенно насильственное похищение невесты стало символическим и совершалось по предварительной договоренности жениха и невесты. Покупка невесты - форма брака путем передачи за определенную цену власти от родителей или родственников на невесту ее жениху.

Нормы христианской этики не допускали языческих обрядов, но народные традиции были исключительно живучи. В результате этого отдельные обряды нашли даже свое законодательное закрепление. Так, Пространная редакция Устава князя Ярослава устанавливает ответственность за нарушение условий брачного сговора. Личные и имущественные права супругов обусловливались главенством отца и мужа в семье, что определялось всем укладом жизни Древней Руси.

Полнота власти мужа, утвержденная в языческом состоянии древнерусского общества практикой веков, сохранялась и после введения христианства на Руси, поэтому положение женщины в обществе зависело от социального положения ее отца или мужа.

Удивительно, но факт! Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего, законом не расторгнутого. Кроме того, основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях в Волжском университете им.

Христианство не только упрочило власть мужа над женой, придав этой власти юридический характер, но и наделило ее нравственно-божественным смыслом. Древнерусское право предусматривало раздельность имущества супругов в виде приданого жены и подарков, сделанных ей мужем. Приданое, которое давалось за невестой ее родителями, служило основой отдельного имущества жены. С появлением приданого началось юридическое оформление положения дочери или сестры в семье, ее правового отношения к семейному имуществу. На существование раздельного имущества супругов указывает наличие норм наследственного права супругов одним после смерти другого, детьми после смерти родителей.

Церковь противодействовала произвольным расторжениям браков. Взяв дела о разводах к своему суду, она разрешала их при самых крайних случаях, а произвольно разведшихся супругов строго наказывала. В связи с развитием частной собственности сформировалось и развивалось наследственное право. Правоотношения наследования были урегулированы Русской Правдой, которая установила первенство сыновей в наследовании. В случае отсутствия сыновей право наследования имущества переходило к дочерям, однако это касалось лишь представителей боярства.

В нормах Русской Правды отчетливо просматриваются две тенденции: Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации и характеризующие брачно-семейные и наследственные отношения в процессе становления и развития древнерусского права, сравнительно-правовой анализ норм древнерусского и византийского законодательства в сфере семейных отношений позволяют расширить и углубить существующие представления об институтах брака, наследования, личных и имущественных отношениях супругов, о правовом регулировании данных отношений в истории отечественного права.

Материалы и выводы диссертации могут быть применены в системе правового и семейного воспитания, в формировании нравственно-правового мировоззрения. Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях автора. Кроме того, основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях в Волжском университете им.

Татищева, Нефтекамском филиале Башкирского государственного университета, а также использовались при чтении лекций по истории отечественного государства и права в Тольяттинском государственном университете сервиса. Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Историография проблемы

А между тем в изучении специфики семейных отношений лежит ключ к пониманию особенностей социально-политической организации общества, характерных черт правосознания гражданина. Неволин, автор первого обобщающего историко-правового исследования брачно-семейного права, обратил внимание читателя на особенности проблемы: Вопросы, касающиеся семейно-брачных, а также наследственных отношений периода становления Древнерусского государства и до XIV века, относятся к недостаточно изученным в отечественной историографии.

Причины этого, прежде всего, кроются в том, что до нашего времени дошли не все источники древнерусского права в подлинном их содержании; ряд источников имеет разные редакции и переводы, которые не всегда совпадают по своему содержанию. Мыслитель и историк культуры А. Обычно к древнерусским законодательным текстам относят ограниченный список памятников: Все они, за исключением Закона Судного, созданы восточными славянами и в древнерусской законодательной системе занимают главное место.

известной семейные и наследственное право в древней руси сдаваться без

К сожалению, ни один из этих памятников не дошел до нас ни в первоначальном своем виде, ни в качестве отдельного литературного целого. Их мы находим только в составе сборников и в Кормчих, где они претерпели целый ряд более или менее крупных изменений. Первые дошедшие до нас памятники русского законодательства мы находим в Договорах Руси с Византией X в. Они имеют большое значение в истории русского законодательства, служат ясным свидетельством того состояния, в котором находилось русское общество в конце IX и в первой половине X века.

В договоре Руси с Византией года мы встречаем указание относительно прав на имущество. Законное понятие о принадлежности имущества лицу, а не роду в тогдашнем русском обществе уже было развито до того, что закон признавал отдельное имущество мужа и отдельное имущество жены. В случае взыскания за преступление мужа в удовлетворение поступало только его имущество, напротив, имущество жены закон признавал неприкосновенным, как прямо сказано в четвертой статье договора: В русско-византийском договоре года содержатся положения о наследовании имущества умершего, об ответственности за различные преступления.

Подданные различных государств могли на чужой территории заключать сделки, завещать свое имущество. В статье 13 договора года изложен тогдашний русский закон о наследстве, по которому в русском обществе тех лет уже были известны два вида наследства:


Читайте также:

  • Возмещение ущерба при дтп по осаго если виновник был пьян
  • Сбербанк ипотека акция для застройщика
  • Оформить дом в деревне в собственность по завещанию
  • Возможен ли раздел квартиры