Главная | Семейное право | На стадии возбуждения уголовного дела возможно принятие решения

Виды решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.

Основания и процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела В Особенной части уголовно-процессуального законодательства и теории уголовного процесса четко выделяются две крупные части: В принципе следует выделять, на наш взгляд, как минимум три части.

В третью часть должны входить особые производства. При этом мы не исключаем возможность подразделения уголовно-процессуального законодательства и уголовного судопроизводства на более детальное деление. Досудебное отечественное уголовное судопроизводство включает в себя две стадии: Возбуждение уголовного дела — первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства.

Возбуждение дела как самостоятельная стадия процесса имеет собственные непосредственные задачи, особый круг участников, свои временные пределы, специфические уголовно-процессуальные действия и правоотношения , уголовно-процессуальные решения и соответствующие документы. Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела заключаются в: Участники уголовного процесса, непосредственно решающие задачи в стадии возбуждения уголовного дела.

К ним относятся орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа и в ограниченных пределах прокурор и судья районного суда. Ограниченность деятельности прокурора по надзору определяется тем, что следователи ставят его в известность или информируют о возбуждении уголовного дела и принятии некоторых иных решений. Уголовно-процессуальный закон разрешил ему отменять лишь незаконные или необоснованные решения начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.

Судья принимает участие в этой стадии также в ограниченных пределах, когда участники уголовного процесса обжалуют решения органа дознания, дознавателя, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, или когда эти решения затрудняют доступ граждан к правосудию.

Судье или суду как коллегиальному органу уголовно-процессуальным законом не предоставлено права возбуждать уголовное дело, поскольку это решение так или иначе связано с реализацией функции обвинения уголовного преследования. В рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства принимает участие такой специфический участник уголовного процесса, как заявитель, то есть лицо, сообщающее о подготавливаемом или со-вершенном преступлении.

Данная стадия отличается от других стадий уголовного судопроизводства сроками производства, которые будут рассмотрены ниже. В этой стадии существуют процессуальные действия и специфические правоотношения.

Удивительно, но факт! В УПК РФ детально регламентирован порядок проведения проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации.

В частности, для этой стадии уголовного процесса характерно производство проверочных действий и, следовательно, специфических уголовно-процессуальных отношений, которые наиболее ярко проявляются во взаимоотношениях с заявителем, населением и со средствами массовой информации. Наконец, в этой стадии принимаются только ей присущие решения, которые оформляются соответствующими документами постановлениями о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела и т.

Таким образом, возбуждение уголовного дела — обязательная и первоначальная стадия уголовного судопроизводства, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника под-разделения дознания, следователя, руководителя следственного органа при ограниченном контроле прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала производства предварительного расследования.

Социально-правовое значение стадии возбуждения уголовного дела определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное реагирование на каждое преступление и немедленное начало установления фактических его обстоятельств и лиц, совершивших это преступное по-сягательство. В то же время возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований, а также незаконный или необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела являются грубейшими нарушениями надлежащей уголовно-процессуальной процедуры и наносят иногда непоправимый ущерб охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, интересам общества и государства.

Во-вторых, акт возбуждения уголовного дела определяет границу между непроцессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами мероприятиями оперативно-розыскной деятельности и процессуальной дея-тельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Это значение обусловлено тем, что не всякая оперативно-розыскная информация может выступать в качестве уголовно-процессуальных доказательств. В-третьих, этот акт служит правовым основанием для производства следственных, судебных и иных процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений по существу уголовного дела, а также для применения к участникам уголовного процесса мер уголовно-процессуального принуждения.

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела Основными, принципиальными уголовно-процессуальными категориями в рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства являются поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, начало уголовного судопроизводства определяется моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами или их должностными лицами деяний с признаками состава преступления , предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Эти сообщения и заявления получили в уголовно-процессуальном законе и в теории уголовного процесса название поводов для возбуждения уголовного дела. В правовой литературе по-разному определяют понятие повода для возбуждения уголовного дела. В теории уголовного судопроизводства под поводом для возбуждения уголовного дела понимают: Последняя точка зрения специалистов представляется нам обоснованной.

Тем не менее, мы определили бы повод для возбуждения уголовного дела как сообщение, заявление о готовящихся или совершенных преступлениях, поступившее в государственные органы или к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство. В соответствии со ст. Заявления о готовящемся или совершенном преступлении ст. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием места регистрации и фактического проживания и желательно служебного или домашнего телефона для оперативной связи.

Это требование обусловлено тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные сообщения о совершении преступления — заявления и письма: Однако анонимные сообщения в необходимых случаях могут быть проверены государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

В этих случаях при обнаружении деяния с признаками преступления в уголовно-процессуальных документах нужно ссылаться в качестве повода не на анонимные сообщения, а на материалы проверки, то есть на непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем. Устные заявления о совершении преступления оформляются протоколом его принятия.

Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Во вводной части протокола указываются: В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении. При получении информации о событии с признаками преступления у каждого заявителя следует выяснять сведения, имеющие значение для правильного разрешения заявления применительно к перечисленным в ст.

К сожалению, в уголовно-процессуальном законе упущено из виду требование о том, что заявление должно быть сделано и оформлено от первого лица, то есть от имени заявителя. В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола. Протокол устного заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим его заявление ст.

Заявителю выдается документ отрывной талон о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается мировым судьей в соответствии со ст. В случаях, предусмотренных ч. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в протоколы соответственно следственного действия или судебного заседания судебного разбирательства.

При невозможности заявителя лично присутствовать при составлении рассматриваемого протокола его сообщение например, по телефону оформляется в порядке, установленном ст. В данном случае законодатель имел в виду в первую очередь оперативных дежурных органов дознания и, в частности, органов внутренних дел. Кстати, этой возможностью воспользовались уже более 8 тысяч человек.

выверенное на стадии возбуждения уголовного дела возможно принятие решения ждали

В настоящее время действует единая система учета преступлений, принципиальным новшеством которой является предоставление населению права заявлять о деяниях с признаками преступлений в любой правоохранительный орган , независимо от подследст-венности уголовных дел. Представляется, что данный приказ вряд ли коренным образом улучшит положение дел в области регистрации и учета сообщений о преступлениях. Среди поводов для возбуждения уголовного дела находятся и другие сообщения о совершении преступления.

Явка с повинной ст. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. В случае явки гражданина с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной. При этом должны быть тщательно выявлены фактические обстоятельства совершенного или подготавливаемого преступления с их максимальной детализацией. В необходимых случаях лицу может быть предложено составить добровольно схемы или планы места происшествия, нахождения на нем различных объектов и т.

При явке с повинной всегда следует выяснять мотивы — побудительные причины заявления лицом о совершенном или подготавливаемом им преступлении в соответствующие органы. Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления граждан о преступлении. Единственное процессуальное различие в этих документах состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Очевидно, что в рамках рассматриваемого повода важное и определяющее место занимает непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором, в том числе и в процессе его участия в судебном разбирательстве. При непосредственном обнаружении признаков преступления вообще и в ходе судебного разбирательства в частности прокурор своим постановлением направляет соответствующие материалы в зависимости от подследственности в следственный орган или в орган дознания для принятия решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Непосредственное обнаружение признаков преступления — самостоятельное выявление государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовный процесс, данных, указывающих на признаки состава преступления, при осуществлении ими своих полномочий вне зависимости от наличия чьего-либо заявления или сообщения.

Рапорт об обнаружении признаков преступления ст. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, либо лицом, обнаружившим признаки преступления, и составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Значение повода для стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что только он может вызвать к жизни публичную деятельность в сфере уголовного судопроизводства.

В связи с этим уголовное судопроизводство начинается не в момент принятия итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела, а с момента поступления сообщения о преступлении в государственный орган или к должностному лицу, осуществляющим уголовное судопроизводство. В то же время ни один из перечисленных поводов не влечет автоматического принятия решения о возбуждении уголовного дела. Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса обусловлен тем, что повод или другие материалы, собранные в связи с проверкой сообщения о преступлении, должны содержать основание для возбуждения уголовного дела.

Основание к возбуждению уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления ст. Достаточные данные — совокупность следов или информации, признаков, свойств , установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на признаки объекта и объективной стороны, в отдельных случаях — на признаки субъекта преступления , а иногда — на признаки субъективной стороны, если преступление характеризуется единственной формой и единственным видом вины и совершено в условиях очевидности.

Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Например, изнасилование возможно лишь при прямом умысле. Вывод о наличии в деянии признаков преступления носит в целом вероятностный, предположительный характер, обоснованность и справедливость которого могут быть опровергнуты в последующих стадиях уголовного процесса. Поэтому законность , обоснованность и справедливость постановления о возбуждении уголовного дела в последующем должны быть установлены на основании материалов, имевшихся на момент принятия решения, а не на момент наличия данных, указывающих якобы на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела.

одном на стадии возбуждения уголовного дела возможно принятие решения прежде

При неопределенности информации об основаниях к возбуждению уголовного дела — ситуации, когда государственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголовный процесс, не могут принять законное и обоснованное решение ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела, — законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст.

Уголовно-процессуальный закон установил, что орган дознания, дознаватель и следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять соответствующее решение. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку производят по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию следователя или органа дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон определил практически лишь особенности проверки сведений, распространенных в средствах массовой информации. Однако проверке могут быть подвергнуты и другие сообщения о преступлении. Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное особое, частное производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Цель проверки — установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований к возбуждению дела. Пределы проверки — завершение проверки немедленно или незамедлительно, по мнению законодателя после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения. Сроки проверки — период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия. Проверочные действия должны осуществляться в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления.

В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

При их производстве следователь, орган дознания и дознаватель вправе привлекать специалистов. Методы способы проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях: До возбуждения уголовного дела, то есть в рамках проверочного производства, недопустимо осуществлять какие-либо следственные действия, чтобы не разрушить грань между:


Читайте также:

  • Гражданское и семейное право по судебнику 1497
  • Сбербанк страхование новосибирск осаго
  • Снятие с регистрационного учета по месту жительства судебная практика
  • Закон ману брачно семейное и наследственное право